Среда, 24.05.2017, 18:40 | Приветствую Вас Гость

Обучение мерам пожарной безопасности

Главная » Статьи » Методические разработки

Горение. Пожары, опасные факторы пожаров, способы прекращения горения
Тема № 1. Вводная часть. Общие сведения о пожаре
Цель. Изучить опасные факторы пожара и механизм прекращения горения.
 
Методы
Формы
Устный
Лекция, беседа
Печатный
Памятки, листовки «Способы тушения огня»
Наглядный
Комплект плакатов «Способы тушения огня»
 

 

Место проведения. Квартира, пожарно-техническая комната, ДЭЗ, ЖЭК, ЖКО, лестничная клетка. В летнее время обучение можно проводить на улице.
Материальное обеспечение.
Наглядные материалы: открытки, буклеты, памятки для населения, которые после проведения занятий (бесед) раздают жильцам или оставляют в квартире, подъезде, доме; комплект плакатов.

 

Методические рекомендации.

  1. Готовясь к занятиям, необходимо учитывать местные особенности и потенциальную опасность жилых объектов, расположенных в регионе (частный жилой дом, квартира). С учетом этого спланировать детальное изучение вопросов темы.

 

Учебные вопросы.

1. Сущность процесса горения. 2. Понятие о горючем веществе, окислителе, источнике зажигания. 3. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь, температура среды, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженная концентрация кислорода. 4. Механизм прекращения горения.

 

Содержание беседы.

  1. Горением называется сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя. В процессе горения выделяется большое количество тепла и света.
  2. Горение возникает при наличии трех обязательных составляющих:
  • Источник зажигания. Это зажженная спичка, открытое пламя, электронагревательный прибор.
  • Горючее вещество. Это такое вещество, которое способно самостоятельно гореть после того, как будет удален внешний источник зажигания. Горючее вещество может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. К наиболее опасным горючим жидкостям относят класс легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ). К ЛВЖ относятся: бензины, ацетон, бензол, толуол, некоторые спирты, эфиры и т. п. Горение твердого вещества происходит в несколько стадий. При воздействии внешнего источника происходит прогрев поверхности вещества, из него начинается выделение летучих газообразных продуктов. Этот процесс может сопровождаться плавлением. При достижении определенной концентрации горючих газов, они воспламеняются, и посредством выделяющейся теплоты, вызывают плавление поверхностного слоя. Если горючее вещество плавится, растекаясь, оно увеличивает очаг горения (каучук, резина, металлы).
  • Окислитель. В качестве окислителя наиболее часто при пожаре выступает кислород. Сильными окислителями является перекись водорода, азотная и серная кислоты, фтор, бром, хлор, перманганат калия, хлораты и др. соединения. При взаимодействии с металлами, которые в расплавленном состоянии проявляют очень высокую активность, в роли окислителей выступают вода, двуокись углерода и другие кислородосодержащие соединения, которые в обычных условиях считаются инертными.

3. Опасными факторами пожара являются: пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода. Горение всех веществ, которые, разлагаясь, выделяют газообразные продукты, сопровождается пламенем. Открытый огонь очень опасен для человека, т. к. воздействие пламени на тело вызывает ожоги. Еще большую опасность представляет тепловое излучение огня, которое может вызвать ожоги тела, глаз и др. вдыхание нагретого воздуха приводит к поражению и некрозу верхних дыхательных путей, удушью и смерти человека. Температура окружающей среды 60 – 70ºС опасно для жизни человека, причем не только в горящем помещении, но и в смежных помещениях, в которых попали продукты горения и нагретый воздух. При воздействии температуры свыше 100ºС человек теряет сознание и гибнет через несколько минут (температура при горении древесины – 850 – 1400 ºС!). Однако, чаще всего люди на пожарах гибнут не от огня, а из-за пониженной концентрации кислорода в воздухе (при концентрации 8 % быстро наступает потеря сознания, ниже 6 % - смерть в течение 6-8 минут) и от отравления летучими продуктами горения материалов. Дым опасен не только содержащимися в нем токсическими веществами (токсичность – степень вредного воздействия химического вещества на живой организм), но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делает невозможным эвакуацию.

4. Механизм прекращения горения – система факторов, приводящих к окончанию процесса (реакции) горения.

Для прекращения горения необходимо выполнить хотя бы одно из условий:

  • прекратить поступление в зону горения новых порций паров горючего;
  • прекратить поступление окислителя (кислорода);
  • уменьшить тепловой поток от факела пламени;
уменьшить концентрацию активных частиц в зоне горения.
На основании этого, существуют следующие способы прекращения горения:
снижение температуры очага горения путем введения в пламя веществ, которые забирают на себя некоторое количество теплоты (вода);
  • уменьшение количества паров горючего, поступающего в зону горения, путем изоляции горючего вещества от воздействия пламени (плотное покрывало);
  • снижение концентрации окислителя в очаге горения посредством изоляции его от окружающей среды (кошма, плотная негорючая ткань);
  • введение в очаг горения особых химических веществ, ослабляющих процесс горения;
  • снижение концентрации кислорода путем разбавления среды негорючими добавками (азот, углекислый газ);
  • создание условий гашения пламени при прохождении его между частицами огнетушащего вещества (эффект огнепреграждения);
  • срыв пламени в результате динамического воздействия струи огнетушащего вещества на очаг горения.

 

Контрольные вопросы:

  1. Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает?
  2. Назовите основные поражающие факторы пожара?
  3. Что необходимо сделать для прекращения горения?

 

Ответы:

  1. Горение – механизм взаимодействия горючего вещества и окислителя. В процессе горения выделяется большое количество тепла и света. Горение возникает при наличии трех обязательных составляющих: источника зажигания, горючего вещества и окислителя.
  2. Поражающими факторами пожара являются: пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода.
  3. Для прекращения горения необходимо:
  • прекратить поступление в зону горения новых порций паров горючего;
  • прекратить поступление окислителя (кислорода);
  • уменьшить тепловой поток от факела пламени;
  • уменьшить концентрацию активных частиц в зоне горения.

 

 

Тема № 2. Основные причины возникновения пожаров в жилых домах

 

Цель. Изучить основные причины пожаров и правила пожарной безопасности.

 

Методы
Формы
Устный
Лекция, беседа, обсуждение
Печатный
Памятки, листовки «Основные причины возникновения пожаров в жилых домах»
Наглядный
Комплект плакатов «Основные причины возникновения пожаров в жилых домах».
Видеофильм о правилах пожарной безопасности и типичных нарушениях в быту
 

 

Место проведения.
Квартира, пожарно-техническая комната, ДЭЗ, ЖЭК, ЖКО; на улице.
Материальное обеспечение.
Перечень характерных для жилых домов пожаров, вызванных нарушениями правил пожарной безопасности в быту (рекомендуется периодически обновлять через местные органы государственного пожарного надзора (ГПН).
Фотографии последствий пожаров, возникших из-за нарушений правил пожарной безопасности с пояснительными текстами.
Набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту.
Памятки.
Видеофильм о правилах пожарной безопасности и типичных нарушениях правил в быту.
Технические средства обучения.

                                      

Методические рекомендации.

Если лекцию планируется проводить в помещении, то следует подобрать комплект плакатов по теме «Основные причины возникновения пожаров в жилых домах»; памятки можно разложить на столах.
Лекцию можно заменить показом фильма.
 
Учебные вопросы.
1. Неосторожное обращение с огнем (курение, разведение костров, применение свечей и спичек при посещении кладовок, подвальных и чердачных помещений). 2. Использование паяльных ламп и факелов для отогрева замороженных труб центрального отопления, водоснабжения, канализации. 3. Неисправность и неправильная эксплуатация печного отопления. 4. Возникновение пожаров в результате неправильной эксплуатации электроприборов. 5.Детская шалость с огнем. 6. Бенгальские огни, хлопушки, питарды, электрогирлянды – основные причины пожаров во время новогодних праздников. 6. Неосторожное обращение с предметами бытовой химии.
 
Содержание беседы.
1. Въезжая в квартиру, каждый жилец берет на себя обязательство соблюдать правила пользования жилыми помещениями, в том числе строго выполнять правила пожарной безопасности. Но анализ причин пожаров показывает, что чаще всего виновниками пожаров становятся сами жильцы, пренебрегающие элементарными правилами. Причины пожаров могут быть разными.
Часто пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнем:
Из-за курения. Нередко можно наблюдать как курящий человек, бросает спички и окурки куда попало, кладет окурки на деревянные предметы, вблизи вещей, способных воспламениться при малейшем соприкосновении с огнем. Нередки пожары, возникающие при курении в нетрезвом виде.
Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строений, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.
Опасно ходить с горящей свечкой или спичкой в кладовку, подвал или на чердак. В таких помещениях чаще всего хранятся легковоспламеняющиеся вещества, которые могут загореться от любой искры. Лучше всего пользоваться электрическими фонариками.
2. В зимнее время с наступлением сильных холодов нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы, приборы центрального отопления. Пренебрегая мерами пожарной безопасности, их нередко отогревают пламенем факелов или паяльных ламп, а это приводит к пожарам. Использование открытого огня внутри помещений само по себе чрезвычайно опасно, кроме того, нагретые трубы могут воспламенить соприкасающиеся с ними горючие материалы. Также осторожно нужно обращаться и с печным отоплением.
3. Чрезвычайно распространены пожары в быту по следующим причинам: неисправность электропроводки, использование «жучков», перегрузка сети, использование неисправных розеток и электроприборов. Правильное пользование электрооборудованием является надежной гарантией от пожаров.
4. Большое количество пожаров в квартирах происходит от детской шалости с огнем. Спички в руках ребенка представляют большую опасность. Некоторые родители не убирают спички в места, недоступные детям, не разъясняют им опасность игр с огнем. Дети играют с огнем в «таинственных местах», на стройках, чердаках и подвалах. Это приводит не только к пожарам, но и к трагическим последствиям. Не следует также поручать детям следить за топящимися печами, нагревательными электроприборами.
5. В каждом доме с наступлением новогодних праздников устанавливают и украшают елку. Если при этом не соблюдать правила пожарной безопасности, то вероятность пожара очень велика. Могут загореться некачественные элекрогирлянды, вата или марля, которыми, как правило, украшают елку. Большую опасность в себе таят петарды, бенгальские огни, свечи, хлопушки.
6. Вся бытовая химия, хранящаяся у нас дома, представляет собой источник повышенной пожарной опасности. Это, прежде всего, всевозможные растворители, нитролаки, краски, удобрения (аммиачная селитра, средства борьбы с вредителями и насекомыми–паразитами), косметические средства (дезодоранты и лаки для волос). Любое из этих веществ может легко воспламениться от открытого огня и даже от искр, которые образуются при включении электрических выключателей, при извлечении вилок из штепсельных розеток, или при ударе металла о металл. При разогреве этих веществ происходит выделение горючих паров, вскипание и выброс горючей жидкости. Поэтому, прежде чем ими пользоваться внимательно изучите инструкцию о правилах пользования, обратив особое внимание на рекомендации по пожарной безопасности.
Контрольные вопросы:
Назовите основные причины пожаров в жилых зданиях.
Почему для освещения кладовок и подвалов лучше пользоваться карманными фонариками?
Можно ли разогревать замерзшие трубы паяльной лампой?
 
Ответы:
Пожар может возникнуть из-за: неосторожного обращения с огнем (курение, костер, свеча); из-за неправильного обращения с печным и центральным отоплением; неисправности электропроводки; детской шалости; неправильного хранения и неосторожного обращения с бытовой химией.
В подвалах и кладовках могут храниться легковоспламеняющиеся вещества. Поэтому опасно использовать для освещения таких помещений открытый огонь (свечу или спичку), т. к. пожар может произойти из-за одной искры. Лучше всего пользоваться электрическими фонариками.
Нельзя, т. к. использование открытого огня внутри помещений само по себе чрезвычайно опасно, кроме того, нагретые трубы могут воспламенить соприкасающиеся с ними горючие материалы.
 
 
Категория: Методические разработки | (26.06.2015)
Просмотров: 914
Фото мероприятий
Материалы по безопасности [5]
Структура курсов учебного центра [2]
Основные документы курсов учебного центра [12]
Программы обучения [18]
Материально-техническое обеспечение [1]
Методические разработки [17]
Поиск
Статистика