Четверг, 21.09.2017, 13:13 | Приветствую Вас Гость

Обучение мерам пожарной безопасности

Главная » Статьи » Методические разработки

Информационно-познавательный проект "Пожарная безопасность"

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества г. Брянска

Городской конкурс по противопожарной безопасности «Осторожно: огонь!»

Номинация «Методическая разработка»

 

Информационно-познавательный

проект

«Пожарная безопасность

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Педагог

дополнительного образования:

Миронова Светлана Владимировна

 

 

 

г. Брянск – 2015 г.

 «Пожарная безопасность

Информационно-познавательный

проект

Цель проекта:  формировать у детей дошкольного возраста основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия  для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности.

 

Задачи проекта:

  • уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.
  • учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать  номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть  свой адрес);
  •  познакомить со средствами пожаротушения;
  • способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
  • расширить знания детей о профессии пожарного;
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
  • привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
  • формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;

Объект проектной деятельности: огонь - друг, огонь - враг.

Предмет проектной деятельности: правила поведения при пожаре.

Вид проекта: краткосрочный.

Время реализации проекта: 4 недели.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагог.

 

Актуальность:

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Чтобы сделать отношение человека к  этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами  пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Педагогам  и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

 

Предполагаемый результат

углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;

правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать  номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть  свой адрес);

Дети узнают о профессии пожарного; о средствах пожаротушения;

Будут уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;

Изменение отношения родителей к данной проблеме; осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

 

Продукт проектной деятельности: Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»;

Продуктивная деятельность рисование рисунков «Пожар»;

Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;

Презентация проекта

Интеллектуальная игра блиц - турнир «Юные пожарные».

 

 

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Подбор презентаций для просмотра.

Изготовление дидактических игр.

Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

 

2 этап. Выполнение проекта

Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;

Проведение  дидактических игр.

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);

Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление книжек;

Экскурсия в пожарную часть;

Проведение опытов, экспериментов.

 

3 этап. Результаты

Подготовка к блиц - турниру «Юные пожарные».

Презентация проекта в форме показа интеллектуального блиц – турнира «Юные пожарные».

 

 

 

 

1 неделя

«Осторожно огонь»

 

Разобрать с детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.

 

Беседа «Почему огонь полезен и опасен?»

 Чтение    С.Маршак «Пожар». Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»-

«С огнём играть нельзя!»- просмотр презентаций, Проведение опытов, экспериментов «Знакомьтесь, огонь» (знакомство со свойствами огня)

 

2 неделя «Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»

 

Познакомить детей с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Прививать уважение к труду пожарных.

 

Беседа о труде пожарных: (рассматривание картины «Пожарная машина спешит на помощь».

Заучивание стих-я «Мы - пожарные».

Д/игра «Опасно-неопасно», «Подбери определение к слову пожарный».

Экскурсия в пожарную часть.

 

3неделя

  «Знает каждый гражданин, этот номер - 01»   

 

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первыми действиями при обнаружении пожара. Учить правильно   сообщать о пожаре по телефону.

 

Практикум «Учимся сообщать о пожаре по телефону».

 «Знает каждый гражданин, этот номер 01»- заучивание стихотворения.

Д/игра  «Как избежать неприятностей».

4 неделя

Блиц – турнир «Юные пожарные»

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности.

литературная викторина«Не играй с огнём»,

Вручение удостоверений «Юный пожарный»

Результат проекта:

В ходе реализации проекта у детей

• Сформированы знания о правилах пожарной безопасности.

•Созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

•  Активное участие родителей в реализации проекта.

На основе проделанной работы подготовила  презентацию «Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём».

 

Накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Занятие

«Осторожно огонь».

Цель: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре.

Задачи: Создать  условия для изучения и соблюдения правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

 Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем, смелость и умение вести себя в экстремальных ситуациях.

Пед. технологии: личностно-ориентированные, игровые,  технологии сотрудничества, здоровьесберегающие.

Методы: словесный, наглядный, практический

 

Дидактический материал: шапочки зайца и юного пожарного, Дид. игра «Опасные предметы », цветные карандаши, телефон, жетоны, наглядный материал (картины, алгоритм «Телефон»)

                            Структура занятия:

  1. Организационный момент. Мотивация на занятие.

                Загадки.

Приход зайки.

  1. Выявление и закрепление знаний имеющихся у детей

Причины возникновение пожара.(рассматривание иллюстраций)

Дид.  словесная игра  «Продолжи стихотворение».

Дид. игра «Опасные предметы».

3.Объяснение нового материала:

а) Правила поведения при пожаре(Рассматривание иллюстраций)

б) Воспроизведение нового в игровой ситуации

   Пожарный номер 01(разукрашивание номера)

         Алгоритм вызова пожарных

          Практикум «Телефон».

         Физкультминутка

  1. Закрепление нового  материала полученного на занятии.

Приход пожарного. (мотивация к закреплению материала)

Что нового узнали на занятии.

  1. Итог: обобщение, анализ работы детей, пожелания. (Вручение жетонов «Юный пожарный»)

Ход занятия:

 – Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую,  определите сами. Я загадаю вам загадки, а вы их попробуйте отгадать   и  сказать, о чем  мы сегодня   будем говорить.

 

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.          (  Огонь.)

 

2.  Вот маленький дом, пятьдесят сестричек в нем,

 Но советуем мы детям – не играйте с домом этим  ( Коробок   спичек.)

 

3. Победит огонь коварный

      Тот, кого зовут… (Пожарный)

 

4.  В места огнеопасные

Спешат машины...

(Красные - пожарные машины.)

 

 Правильно, сегодня мы поговорим о пожарной безопасности (приход зайки)

 - Здравствуйте ребята, сегодня мне приснился страшный сон, как будто мой дом сгорел от пожара. Мне было так страшно, Я теперь совсем боюсь оставаться дома один.

 

Не волнуйся зайка, молодец, что пришел к нам. Сейчас ребята и я расскажем тебе, отчего возникает пожар и как его избежать.

3. Причины возникновения пожара (рассматривание таблицы) Сейчас мы спросим у зайки, запомнил ли он, отчего возникает пожар, а вы ему помогайте.

Предложить обвести предметы, которыми нельзя пользоваться в отсутствие родителей

Ребята, а сейчас я вам расскажу о правилах поведения при пожаре.

Правило № 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило № 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило № 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило № 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. Чтобы не задохнутся дымом, намочи  платок или другой материал водой и приложи ко рту.

Правило № 5. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило № 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило № 7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.

Ребята ,вы все знаете , что пожарного вызывают по номеру 01, давайте разукрасим его, чтобы хорошо запомнить.

А сейчас, мы покажем, как сообщать по телефону - номер "01" - правильное сведения пожарным, чтобы они быстро приехали на место происшествия.

 

  • Задание. Алгоритм вызова пожарных. Набрать номер "01" и сообщить свой адрес и что горит.
  • Заходит пожарный:  Пожарного вызывали? Я юный пожарный, Я слежу за тем, чтобы дети не баловались с огнем А вы хотите стать юными пожарными? Сейчас я проверю, сможете ли вы повторить разминку юных пожарных.

Мы юные пожарные

умеем делать так,

по лестнице взбираемся

мы быстро на черадак.

Мы юные пожарные

 умеем делать так,

Быстрее всех раскручиваем

большой пожарный шланг

Мы юные пожарные

быстрее всех идем

мы юные пожарных,

мы справимся с огнем

 

Повторение причин возникновения пожара, и правил поведения при пожаре.

Ребята давайте повторим эти правила. - Дети, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.

 

Занятие

Уроки осторожности.

 

Цель: создать атмосферу быстрого знакомства, преодолеть  комплекс опасения, недоверия, формировать  у обучающихся, интерес  к данному виду деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с правилами безопасного поведения  дома

Выявить у детей, какими знаниями  они владеют.

Развивающие:  формировать устойчивую потребность безопасного поведения.

Развивать речевую активность.

Воспитательные: Воспитывать желание помогать другому, вызвать интерес к изучению правил безопасности. 

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: виртуальное путешествие

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Пед. технологии: личностно-ориентированные, игровые,  технологии сотрудничества, здоровьесберегающие, ИКТ.

 

Демонстрационный материал: презентация, «Уроки безопасности», игрушки: Сова, Домовенок, домик, наглядные пособия по теме: «Один дома».

Раздаточный материал: дид. игра «Светофор»,  карточки «Опасные и безопасные предметы»,  цветные карандаши, стаканчики с водой, медальки.

 

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте, детки. Вы все такие хорошие и красивые, что  мне захотелось с каждым из  вас поздороваться.

А вы, любите заниматься?

Педагог:  у меня есть одна знакомая, которая очень любит заниматься и любит делать разные сюрпризы.  Вы любите сюрпризы? И она приготовила для вас сюрприз. (Видео письмо).

Ребята, а вы знаете, что такое безопасность. Это соблюдение правил, чтобы не навредить своей жизни  и здоровью.

А вот и сама тетушка Сова. (Появляется).

Сова: Ребята, вы не видели моего домовенка Непослуху. Очень я за него волнуюсь, как бы чего не натворил. Нужно срочно найти его.

Педагог:  Ребята, поможем тетушке Сове найти домовенка? А ты тетушка Сова оставайся здесь, мы скоро вернемся.

Но прежде чем отправиться искать Непослуху, мы должны вспомнить правила поведения на дороге.

- Где можно идти людям по проезжей части или по тротуару?

- Какое обозначение на асфальте помогает нам перейти улицу?

- Где нужно стоять, когда  ждешь автобуса?

Какой предмет регулирует движение на дороге?

Ну а теперь отправляемся в путь. (музыка)

Педагог:  Ой, ребята, посмотрите,  на нашем пути сломался светофор. Поможем его подчинить?

Подойдите к своим столам, и попробуйте подчинить свои светофорчики.

А теперь, проверьте, правильно ли вы подчинили светофорчики. Проверьте у своего соседа, правильно ли он подчинил светофор.

Ну вот, загорелся зеленый свет, отправляемся на поиски Непослухи.

Педагог: Ребята, вы ничего не замечаете, впереди, кажется, пожар. Поспешим скорее на помощь. Как вы думаете, по какому телефону можно вызвать пожарную машину?

Ой, а  у меня, к сожалению, нет с собой телефона. Что же делать? Кажется, я что-то придумала. Давайте мы сами станем юными пожарными и потушим огонь. Повторяйте за мной разминку юного пожарного:

Мы юные пожарные

умеем делать так,

по лестнице взбираемся

мы быстро на черадак.

Мы юные пожарные

 умеем делать так,

Быстрее всех раскручиваем

большой пожарный шланг

Мы юные пожарные

быстрее всех идем

мы юные пожарных,

мы справимся с огнем

 

Подойдите, потушите дом. 

Появляется Непослуха.

Педагог:   Непослуха, почему ты плачешь?

Непослуха:    Я остался один дома, игрался со спичками и загорелся дом.

Педагог:   Ай, Непослуха, неужели ты не знаешь правила поведения, когда ты остаешься один дома. Ребята, а вы знаете  эти правила поведения.

Давайте подойдем с вами к доске, и  расскажем Непослухе, как надо себя вести дома. (Правила поведения).

Педагог:   А теперь, чтобы вы запомнили, какие предметы нельзя трогать, когда вы остались одни, подойдите к своим столам и обведите опасные предметы красным карандашом а безопасные синим.

Какие предметы вы обвели? Эти карточки вы можете забрать домой. И тебе, Непослуха, я тоже дарю такую карточку, чтобы ты запомнил какие предметы нельзя трогать, когда остался один.

Сова: Ребята, нашли вы моего Непослуху. Ничего с ним не случилось?

Педагог:   Дети, расскажите, что случилось с Непослухой. Не волнуйся тетушка Сова, мы научили Непослуху правилам поведения.  Ребята, давайте расскажем тетушке Сове каким правилам безопасности мы научили Непослуху.

Сова: Я  думаю, что Непослухе  и детишкам понадобятся уроки безопасности. За то, что вы спасли моего Непослуху, вручаю вам эти медальки.

 

Литература:

  1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. СПБ: Детство - Пресс,2014.
  2. Журнал.  Воспитатель ДОУ, №7, 2010 г. Пожарная безопасность. П.Р. Игнатова
  3. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва.2008.
  4. Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2014
  5. Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1        
  6. Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4

 

  1. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.

 

  1. Т.А. Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Москва. 2005 г

 

Приложение

Приложение №1

 

Работа с карточками.

Задание: Обведи красным карандашом опасные предметы, из-за которых может возникнуть пожар. Синим карандашом обведи предметы безопасные.

 

 

 
 
 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
   
 

   

Категория: Методические разработки | (04.12.2015)
Просмотров: 444
Фото мероприятий
Материалы по безопасности [5]
Структура курсов учебного центра [2]
Основные документы курсов учебного центра [12]
Программы обучения [18]
Материально-техническое обеспечение [1]
Методические разработки [17]
Поиск
Статистика