Понедельник, 21.08.2017, 18:56 | Приветствую Вас Гость

Обучение мерам пожарной безопасности

Главная » Статьи » Методические разработки

Особенности подготовки материалов по противопожарной пропаганде для детской и юношеской прессы

Особенности подготовки материалов по противопожарной пропаганде

для детской и юношеской прессы

 

Особое внимание следует уделять подготовке печатных материалов для детской и юношеской аудитории. Противопожарную пропаганду надо начинать с раннего детства, когда ребенок только начинает познавать мир и постигать азы безопасности.

Для эффективного воздействия противопожарной пропаганды на детскую аудиторию необходимо учитывать особенности возрастных групп. В детском возрасте процесс приобретения новых знаний представляет собой активную и сложную психологическую деятельность, которая включает внимание, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь. На каждой стадии развития дети обладают различными способностями видеть и понимать текст.

Основной особенностью дошкольников (3-7 лет) является направленность их познавательной деятельности на предметы и отношения, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Одним из доминирующих методов воздействия на эту группу детей являются игры. Печатные материалы по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста рекомендуется подавать в виде самоделок, ребусов, загадок, настольных игр, раскрасок, рисунков с заданиями, которые не позволяют маленьким читателям пассивно потреблять информацию, развивают творческие способности, воспитывают полезные навыки, в том числе навыки безопасного поведения. Обязательно должны быть стихи и песни на пожарную тему, сказки, рисунки детей. Полезно проводить конкурсы. Рассказы, сказки, стихотворения должны быть небольшого объема, динамичными, остросюжетными, эмоционально насыщенными.

Поэтому рекомендуется тексты для детей сопровождать яркими иллюстрациями, рисунками, в том числе выполненными самими детьми, фотографиями, коллажами. Фотографии лучше воспринимаются детьми в сопровождении рисованных персонажей. Все эти приемы помогают «серьёзный» материал сделать доступным и увлекательным для малышей. У цветного изображения шире эмоциональные и познавательные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается детьми.

Младший школьный возраст (7-11 лет) отличается направленностью на познание начал наук, учебная деятельность становится в этом возрасте ведущей, формируются теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, самоконтроль, чувство ответственности..

Публикации для младших школьников должны содержать информацию по правилам поведения в случае возникновения пожара и приемам спасения. От умелых действий зависит не только предотвращение распространения пожара, но и жизнь детей. Напоминать правила эксплуатации телевизора, электрической плитки, утюга, настольной лампы, электропроигрывателя, радиоприемника, которые есть в каждой семье. Знание правил использования электробытовых и газовых приборов ребятам необходимо, так как многие дети зачастую бывают предоставлены сами себе в течение длительного времени и в отсутствие взрослых нередко пытаются включить телевизор, зажечь горелку на плите

Чтобы важные по содержанию материалы читались с интересом их надо преподносить в разнообразной форме, в различных газетных жанрах. Это и статьи-советы, заметки, занимательные игры тематически переплетающиеся с научно-популярными статьями. Важно чтобы научный материал был доступно изложен. Большую помощь в приобретении младшими школьниками навыков правильного поведения при пожаре могут оказать тематические игры, моделирующие конкретные ситуации. Эффективным является жанр репортажа и фоторепортажа.

Информация по профилактике пожаров будет лучше усвоена ребятами, если ее подавать в виде кроссвордов, ребусов, головоломок, полезно проводить конкурсы. Печатать стихи, рассказы, загадки, размещать рисунки. Выполняя рисунки, дети не только закрепляют полученные знания, но и приводят их в систему, выражают изобразительными средствами свое отношение к теме пожара.

Среднийо школьный возраст (11-15 лет). Детям этого возраста свойственна склонность к абстрактному мышлению, Мышление в этом возрасте более логичное, ребята способны самостоятельно анализировать и воспринимать отвлеченные проблемы. У них возрастают требования к доказательности, обоснованности того, о чем говорится и что изображено в тексте, наряду со стремлением к конкретизации, к непосредственному восприятию того, о чем идет речь.

Для успешной работы с аудиторией среднего школьного возраста по противопожарной пропаганде необходима организационно-массовая работа. Это ребусы, кроссворды, загадки, сканворды на противопожарную тему, викторины, читательские конференции, организация юнкоровских отрядов и др. Печатать обязательно рассказы, стихи, в том числе написанные самими детьми.

Также среди ребят можно проводить по пожарной тематике разнообразные конкурсы, например рисунков, стихотворений. Для участия детей в конкурсах их внимание можно привлечь разными способами: призами; интересной формулировкой названия конкурса; перспективой приобрести широкую и приятную известность в кругу сверстников.

В противопожарной пропаганде, проводимой с подростками надо отходить от методов запрета и больше внимания уделять условиям, обеспечивающим пожарную безопасность.

Старший школьный возраст (15-17 лет) – время непосредственной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Центральное новообразование раннего юношеского возраста – самоопределение личности. Для этой возрастной группы большое внимание отводится публикациям, содержащим анализ психологических, моральных и нравственных проблем современного общества. В них акцентируется внимание на межличностных и внутрисемейных отношениях. Старшеклассники испытывают потребность в самовыражении, проявлении индивидуальности. Поэтому в газетах и журналах для этого возраста даются практические рекомендации психологов, сексологов, дизайнеров, стилистов и др.

В этом возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание

В целом пропагандистская работа среди детей и молодежи имеет отчетливо выраженный воспитательный уклон и направлена не только на усвоение норм и правил пожарной безопасности, но и на привитие общей поведенческой культуры, навыков ориентировки и быстрой реакции в экстремальных ситуациях.

Важно помнить, что любые рекомендации, тем более, печатные, требуют самой тщательной проверки; специалистам необходимо отвечать за каждое слово, особенно когда это касается безопасности и жизни детей.

  • Телевидение отличается наглядностью и показом события в момент его совершения. Своими передачами оно обычно охватывает большую аудиторию. Использование телевидения может существенно способствовать формированию культуры безопасности населения. В последнее время эта возможность достаточно эффективно используется в различных телепередачах, в которых дается анализ различных аварий и пожаров и их причин, объясняются нормы и правила безопасности. Репортажи и интервью у участников событий при тушении пожаров, ликвидации последствий аварий и катастроф наглядно демонстрируют телезрителю то, что может произойти, если нарушать правила и нормы поведения. Некоторые телепередачи непосредственно рассказывают о том, как надо человеку действовать, чтобы спастись в экстремальных условиях. При этом можно использовать различные каналы и передачи, учитывая время, продолжительность и частоту воздействия.В настоящее время успешно развивается сеть местного (кабельного) телевещания, и это должно явиться мощным фактором повышения эффективности пожарно-профилактической работы. Как правило, местные передачи более интересны жителям городов и районов; специалистам пожарной охраны легче организовать такие передачи, и они становятся регулярными и актуальными. Часто этой работой плодотворно занимаются сотрудники пожарно-технических центров и выставок.

 

Категория: Методические разработки | (26.06.2015)
Просмотров: 251
Фото мероприятий
Материалы по безопасности [5]
Структура курсов учебного центра [2]
Основные документы курсов учебного центра [12]
Программы обучения [18]
Материально-техническое обеспечение [1]
Методические разработки [17]
Поиск
Статистика