Суббота, 19.08.2017, 08:36 | Приветствую Вас Гость

Обучение мерам пожарной безопасности

Главная » Статьи » Методические разработки

Противопожарная пропаганда

СМИ.

 

В настоящее время имеется мощнейший метод информационного воздействия на население – это влияние средств массовой информации (СМИ): радио, телевидения, периодической печати, электронных информационных средств (Интернет).

Средства массовой информации является специфическим сочетанием описанных ранее методов. Особенностью СМИ является динамический характер взаимодействия и взаимосвязи составляющих (визуальных и вербальных). С помощью СМИ достигается мгновенный охват огромной аудитории. При этом каждое из СМИ может наилучшим образом проявить свои возможности (радио, телевидение, массовая печать, Интернет).

 

 

Краткая характеристика отдельных видов СМИ

Радио. Характерными чертами радиовещания являются вездесущность и сиюминутность. За радио сохраняется приоритет в передаче событийной информации. Большое значение имеет такая возможность человека, как прослушивать радио в сочетании с домашней или иной механической работой.

К радио предъявляются более жесткие требования информативной точности, однозначности высказывания, его доступности и доходчивости, чем, например, к беседе, лекции.

Печать. При формировании сообщения в газету или журнал следует учитывать, что его воздействие на сознание проходит несколько этапов.

  • Первый этап – привлечение внимания.
  • Второй этап – пробуждение интереса читателя.
  • Третий этап – создание психологической расположенности к запоминанию сообщения на пожарную тематику.

Важным фактором при подготовке печатного материала является доступность его понимания. Доступность зависит от объема текста, его логической структуры, степени эмоциональности, специфичности терминологии, а также от познавательных возможностей читателя. Это связано с социальными и возрастными характеристиками читателя.

Формируя сообщения на пожарную тематику в газете или журнале, особое внимание следует уделять выявлению причин пожароопасных ситуаций, анализу события и практическим выводам, систематизации многочисленных факторов, т. к. это способствует лучшему усвоению материала. Материал может быть подготовлен в форме репортажа, интервью, очерков, статей. В целях активизации читательской аудитории важно шире использовать такие формы, как викторины, конкурсы, кроссворды с пожарной тематикой.

При подготовке текстового материала следует учитывать, что:

- подзаголовок в две-три строки вызывает повышенный интерес;

- первый абзац не должен превышать 11 слов, иначе он отпугнет читателя;

- для предотвращения монотонности длинного текста ключевые абзацы следует набирать полужирным шрифтом или курсивом.

 

Подготовка текстов по противопожарной пропаганде для периодических

печатных изданий

 

Пропагандистские тексты создаются в виде определенной совокупности высказываний, призванных обеспечить проникание в массовое сознание соответствующих ценностных утверждений. Они тем самым решают первоочередные задачи пропаганды: во-первых, распространение определенного образа социальной действительности, во-вторых, формирование у людей, к которым она обращена, определенного способа отношений к действительности.

Текстовые публикации в газетах и журналах различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации – ее жанр. Жанровые формы подразделяются на три группы: информационные, аналитические и публицистические. Выбрав какой-либо жанр для своей публикации, автор должен считаться с его особенностями и возможностями. При подготовке материалов по противопожарной пропаганде к публикации в прессе рекомендуется применять самые разнообразные жанры: заметки, репортажи, интервью, очерки, и т.п.

Информационным жанрам свойственны оперативность сообщения о событии, лаконичность, емкость, сжатость, новизна информации, социальная значимость. К информационным жанрам относятся хроника, заметка, отчет, репортаж, интервью.

Распределение публикаций по пожарной тематике показывает, что чаще всего печатаются заметки, далее хроники, статьи. Мало печатается проблемных материалов в виде очерков. Основной интерес представляют публикации на пожарную тему в ведущих республиканских, краевых, областных и окружных печатных СМИ, имеющих наибольшие тиражи и оказывающих наиболее значительное влияние на формирование общественного мнения.

При подготовке для СМИ информационных материалов о пожарах и их последствиях необходимо учитывать следующие требования.

  • Достоверность. Абсолютно недопустимо распространение недостоверной, поспешной информации.
  • Точность. Поскольку информация достоверна, то она, прежде всего, должна быть и точной. Очень крупные пожары имеют большой резонанс. Поэтому при информировании средств массовой информации необходимо соблюдать точность и единообразие изложения.
  • Сжатой. Необходимо говорить только об основных моментах, чтобы не создавать ошибочного впечатления.
  • Ясность. Для достижения единого понимания большим количеством людей, смысл должен легко восприниматься. Следует избегать специальных терминов, понятных лишь узкому кругу специалистов, а также сокращений.
  • Полнота освещения важных моментов. При всей сжатости освещения в целом, важные моменты не следует сокращать.
  • Неясная, нелегкая и нечеткая информация может привести к неправильному толкованию событий, поэтому ее всячески следует избегать.
  • Повторение. При однократном оповещении вряд ли можно ожидать большого эффекта, поэтому по мере необходимости очень часто важно повторить информацию многократно.
  • Эффективность.

Это связано с социальными и возрастными характеристиками читателя (образованием, профессией, полом, возрастом). Для эффективного адекватного восприятия текстового сообщения необходимо, чтобы оно соответствовало представлениям и уровню знаний в области пожарной безопасности тех, к кому оно обращено. Это касается правильного использования терминов, т.е. следует заменять их более понятными словами или давать в тексте их толкование. Исследования показали, что уровень знаний населения страны в области пожарной безопасности не высокий (разница по регионам незначительная), он ограничен бытовыми представлениями о причинах пожаров и подчас неверными сведениями о мерах профилактики и тушения пожаров.

Пропагандистские сообщения должны быть разнообразными и сочетающими информацию: о формах и методах профилактической работы; пожарах и их последствиях; анализе причин пожаров и их последствий; людях, занимающихся профилактикой и тушением пожаров; примерах решения проблем пожарной безопасности.

При формировании сообщения в газету или журнал следует учитывать, что его воздействие на сознание проходит несколько этапов. Первый этап – привлечение внимания. Второй этап – пробуждение интереса, любопытства у читателя. Интерес – это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Внимание и интерес тесно связаны между собой и вместе определяют активную мыслительную деятельность читателя. Третий этап – создание психологической расположенности к запоминанию сообщения на пожарную тематику.

Активное восприятие пропаганды, по мнению социальных психологов, обусловливается наличием информации двух видов: основной, содержащей ценностные значения, и дополнительной, создающей условия для благоприятного усвоения основной информации. Дополнительная информация, заключая в себе значения искренности, новизны, ясности, контрастности, конкретности, занимательности или, наоборот, однообразия, серости, скуки, сухости, побуждает психику читателя к соответствующему эмоциональному переживанию - позитивному или негативному, - которое предопределяет психическую переработку основной информации.

Привлечение внимания. При подготовке информации для макета газетного материала необходимо учитывать, что читатель обращает больше внимания на верхнюю половину страницы, чем на нижнюю, на правую больше, чем на левую. Распределение внимания при чтении газетной полосы (в процентах) выглядит следующим образом:

        

 

33%

22%

29%

16%

54%

46%

                

разворот.

                                                                                 

Поэтому при подготовке пропагандистских материалов к публикации рекомендуется согласовывать с редакциями газет размещение информации в верхней половине правой полосы разворота.

Приемы привлечения к информации

 

  • Уникальность информации.
  • Новизна – объект привлекает внимание, если выделяется, нарушает привычный фон восприятия.
  • Движение объекта (предмета) – в реальной жизни движущийся объект может потенциально нести в себе угрозу. Защищаясь от этой возможной угрозы, индивид сосредотачивает свое внимание на движущемся объекте. Фотография движущегося объекта привлекает больше внимания, чем фотография объекта статичного. Экспериментально установлено, что фотография, изображающая идущего или стоящего человека, должна быть вытянута по вертикали, то есть высота снимка должна быть больше, чем его ширина. Если фотография с движущимся объектом иллюстрирует текст, то по вертикали монтировать надо в следующей очередности: фотография – надпись под ней – заголовок статьи – основной текст статьи. Размещение заголовка над фотографией психологически ошибочно, так как в этом случае внимание рассеивается, и заголовок выпадает из целостного образа.
  • Повтор информации – прибегая к этому приему, следует помнить о «правиле 2:1», когда каждый повтор информации приращивает число ее сторонников в размере 50% от предыдущего приращения (этот прием характерен для рекламы).
  • Контрастность раздражителей по отношению к фону. Прием построен на следствии из закона гештальтпсихологии «фигура-фон». Этот закон гласит, что при размещении на плоскости некой фигуры (образа, текста) у зрителей возникает ощущение, что фон продолжается и под ней. Понятия фигуры и фона используются достаточно широко. Считается, что фигура – это точка сосредоточения внимания, центр интересов, объект и т.д. Фон – это контекст или ситуация. Отношения между фигурой и фоном динамичные, в зависимости от интересов реципиента фигурой могут становиться разные детали ситуации. Данный прием чаще используется в рекламе. Просчитана эффективность цветовых пар.

Для привлечения внимания людей к непосредственной или возможной опасности, разработаны сигнальные цвета. Действующий Государственный стандарт РФ ГОСТ 12.4.026 устанавливает следующие сигнальные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Для усиления зрительного восприятия сигнальные цвета следует применять в сочетании с контрастными цветами - белым или черным, использующимися для выполнения графических символов и поясняющих надписей. Сочетание красного цвета с белым фоном и черным символом предназначено для обозначения непосредственной опасности, запрещения опасного поведения или действия; сочетание сигнального желтого с контрастным черным применяется для обозначения возможной опасности, опасной ситуации, предупреждение, предостережение о возможной опасности; с помощью сигнального зеленого и контрастного белого обозначаются безопасность, безопасные условия; смысловое значение синего и белого цвета – предписание во избежание опасности, требование обязательных действий в целях обеспечения безопасности.

  • Актуальность информации, т.е. распространение информации, которая соответствует психическим нуждам аудитории именно в это время.
  • Эмоциональность информации. Достигается включением в текст слов, обозначающих проявления любви, ненависти, отваги, страха, злобы, симпатии, обаяния, иронии и т. д. Использование образных и образно-метафорических глаголов придает материалу субъективную окраску, передает отношение автора к сообщаемым фактам. Это позволяет апеллировать к эмоциям читателя и активизирует его внимание к содержанию текста. В эмоциональном тексте всегда содержится высокий рекламный потенциал.
  • Содержание информации. Важно, что бы информация соответствовала убеждениям, нормам и ценностям аудитории.
  • Субъективная значимость информации.
  • Сезонные колебания внимания к проблемам.

Большое место отводится выбору заголовка. Цель заголовка – воздействие, функция – привлечение внимания читателя.

Заголовок – главный тезис любого материала. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функцию. В заголовке к публицистическому стилю ведущей всегда оказывается оценочная функция, к информационному сообщению информативная функция. Для новостных информационных заметок в заголовок выносят опорные факты, цифровые данные. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос автора. Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок. Заголовок в форме вопроса более характерен для аналитических жанров.

В заголовках, как и в тексте, недопустимы игривая развязность, фривольная интонация, не соответствующие теме, резко контрастирующие с трагическим содержанием. Вынесенная в заголовок стереотипная речевая формула может создавать ощущение известности информации, основанное на столь же стереотипных, заведомо сформированных ассоциациях.

Заголовки помогают читателю быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию.

Воздействие заголовка на читателя в немалой степени зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или в его центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик.

Следует применять такую эффективную форму подачи материала в газетах, как сочетание яркого, броского заголовка и оригинального рисунка или фотографии.

В пропагандистских сообщениях, ставящих целью активно заинтересовать читателя, привлечь его внимание к проблемам, иллюстрации выполняют эмоционально-оценочную функцию. Иллюстрации призваны создавать у читателя активную эмоциональную установку на восприятие содержания, помогать формировать в его сознании правильные оценки того или иного описываемого события. Эмоциональная активность является условием продуктивной интеллектуальной деятельности.

Восприятие информации. При подготовке пропагандистского материала для газетных публикаций важно принимать во внимание, что восприятие человека с нормально развитой памятью имеет определенные границы. При большей насыщенности сообщения происходит перегрузка «сенсорного входа» (понимания), сознание «устает» и перестает воспринимать информацию. Эти сведения целесообразно учитывать в газетных информациях, где приводятся статистические данные о пожарах и конкретные правила пожарной безопасности. Не следует перегружать текст большим количеством цифр и фактов, так как это снижает интерес читателя к сообщению. Цифры в тексте обычно имеют относительную ценность; их смысл и значение выявляются лишь в сопоставлении с другими данными.

Возникшее при восприятии текста напряжение читателя надо периодически снимать через художественный образ, эмоционально-оценочные средства, повторение исходной мысли в новой форме.

При подготовке газетного материала на противопожарные темы следует учитывать, что легче запоминаются первые и последние фразы текста, поэтому они должны быть по возможности более информационно насыщенными.

Для предотвращения монотонности длинного текста ключевые абзацы следует набирать полужирным шрифтом или курсивом.

При построении пропагандистского сообщения необходимо добиваться равновесия между объемами оригинального и обычного материала. Элементы нового должны быть оптимально дозированы. Следует учитывать, что введение в текст новых понятий должно быть соответствующим образом подготовлено, в нем должны содержаться определенные опорные знания. Сообщая о чем-то новом, необходимо использовать сравнения со старыми аналогами, чтобы можно было применять общепринятые критерии, это в особенности касается профилактики пожаров в условиях новых технологий, применения новой техники пожаротушения и спасания людей.

Определяя и формируя стратегию пропагандистского воздействия, осуществляемого посредством газетных и журнальных публикаций на противопожарные темы, необходимо уделять особое внимание выявлению причин пожароопасных ситуаций, анализу и практическим выводам, а также систематизации многочисленных факторов возникновения пожароопасных ситуаций, поскольку это способствует лучшему усвоению материала, восприятию и запоминанию требований правил пожарной безопасности. Пропагандистское сообщение должно сочетать конкретную общественную ситуацию с рациональным (основанным на фактах и логике) и эмоциональным аргументированием, чтобы воздействовать на интеллект, эмоции и мотивы поведения.

При подготовке печатных материалов на противопожарную тему следует избегать излишней профессионализации текстов. Надо иметь ввиду, что эффект запоминаемости текстового материала повысится, если он не будет перегружен фактами, фамилиями, цифровыми данными. Не эффективны публикации пропагандистского характера, в которых приводятся сухие выдержки из типовых правил пожарной безопасности или немотивированные призывы типа «Берегите жилище от пожара».

В периодических печатных изданиях в публикуемых материалах необходимо отражать основные направления деятельности Государственной противопожарной службы (ГПС): профилактика пожаров, тушение пожаров, а также такие насущные проблемы ГПС, как финансирование, материально-техническое снабжение, нормативное, правовое и кадровое обеспечение. В печатных СМИ активно проводить сотрудниками ГПС разъяснительную работу с населением, более широко освещать проблемы в области обеспечения пожарной безопасности. Организовывать по итогам деятельности ГПС брифинги с участием СМИ. Вести постоянные (регулярные) рубрики в ведущих печатных СМИ по вопросам профилактики пожаров и гибели людей, поведения людей в случае возникновения пожара. Большое значение в профилактической деятельности имеет экономическая оценка происходящих пожаров.

Проведение пропаганды пожарно-технических знаний в печатных СМИ важно планировать с учетом анализа оперативной обстановки с пожарами на местах, т.е. в каждом крае, каждом городе, селе, разбирая основные причины пожаров, места их возникновения, учитывая социально-демографические, профессиональные, социокультурные характеристики виновников пожаров. И уже исходя из полученных результатов, разрабатывать мероприятия по пропаганде, усиливая работу с теми категориями населения, которые чаще других являются виновниками пожаров. Особое внимание уделять освещению вопросов пожаробезопасного поведения в бытовых условиях.

Публикации по пожарной тематике в основном имеют оперативный характер, чаще всего в них сообщается о возникновении пожара на том или ином объекте. Это связано с определенной позицией редакций и корреспондентов, считающих, что информация должна носить оперативный характер, связанный с конкретным случаем.

Печатать на страницах местных изданий обязательно информацию о имеющихся в городе службах, занимающихся вопросами противопожарной пропаганды, например, телефон доверия. Каждый житель может задать вопрос специалистам и узнать, как обеспечивается пожарная безопасность в различных условиях, что необходимо соблюдать, чтобы предупредить чрезвычайную ситуацию, сообщить о случаях неправомерных действий сотрудников надзорных органов.

Освещать во всех печатных изданиях (не только в ведомственных) новейшие достижения в области предупреждения и тушения пожаров, охраны объектов, защиты от возгорания, о существующих индивидуальных средствах защиты, технических средствах эвакуации людей из зданий. Обязательно давать информацию о том как осуществляется обеспечение пожарной безопасности в зданиях повышенной этажности (о наличии систем автоматической противопожарной защиты, системы автоматического дымоудаления, предназначенной для безопасной эвакуации людей в случае пожара, установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, наличие внутреннего противопожарного водопровода). Рекомендации как правильно выбрать огнетушитель для городской квартиры, сельского дома, садового домика, машины. С помощью каких средств и как можно самостоятельно спастись в многоэтажном доме, если казалось бы все пути эвакуации уже невозможны (например, веревка пожарная спасательная, лестницы навесные спасательные). Всю эту информацию необходимо сопровождать фотоснимками. Обязательно давать информацию о том, где можно ознакомиться, получить инструкции по применению этих средств, приобрести данную продукцию (адреса и телефоны магазинов, выставочных центров).

Информировать население о том, какие существуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), что нужно знать, чем руководствоваться при их выборе. Гибель и травмирование людей при пожарах происходит под воздействием опасных факторов пожара (ОФП), которыми в соответствии с ГОСТ 12.01.004-91 являются: пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода. Гибель людей при пожарах происходит главным образом в результате отравления летучими продуктами горения материалов. Интенсивное образование паров и газов в результате горения и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. Летучие продукты горения представляют большую опасность даже при кратковременном вдыхании. Обязательно обращать внимание читателей на проблему смертельной опасности продуктов горения: если во время пожара на путях эвакуации видимость составляет менее 10 метров, то входить в такую дымовую завесу без специальных средств защиты смертельно опасно, человеку может быть достаточно несколько вдохов для потери сознания. Передвигаться сквозь густой дым можно только в том случае, если есть уверенность, что расстояние не большое, и можно задержать дыхание на этой дистанции, при этом не потеряется ориентировка и человек не зацепится за что-нибудь одеждой. Доходчиво разъяснять вопросы нарастания опасных факторов пожара, т.е. дать людям представление об имеющемся интервале времени для безопасной эвакуации в случае пожара.

Также следует добавить, что влажная ткань хорошо задерживает сажу, копоть, раздражающие газы и пары – ирританты (галогеноводороды, аммиак, альдегиды, кислоты – синильную, уксусную и др., окислы азота), но совершенно не защищает человека от воздействия угарного и углекислого газов. Известно, что под воздействием угарного газа человек быстро теряет реальное чувство времени, ориентацию в пространстве, а затем – сознание. Причем, даже при небольших концентрациях окиси углерода у человека притупляется боль от полученных ожогов, и это еще один фактор его неадекватного поведения. Следует указывать адреса и телефоны организаций, занимающихся распространением индивидуальных средств защиты.

Целесообразно в каждой публикации размещать номера телефонов, по которым можно в случае пожара или загорания вызвать пожарную охрану[1]:

 

 

[1] Харитонов М.В. Реклама и PR в массовых коммуникациях. – СПб: Речь, 2008.-198 с.

Категория: Методические разработки | (26.06.2015)
Просмотров: 715
Фото мероприятий
Материалы по безопасности [5]
Структура курсов учебного центра [2]
Основные документы курсов учебного центра [12]
Программы обучения [18]
Материально-техническое обеспечение [1]
Методические разработки [17]
Поиск
Статистика