Четверг, 14.12.2017, 03:40 | Приветствую Вас Гость

Обучение мерам пожарной безопасности

Главная » Статьи » Методические разработки

Рекомендации для подготовки материалов наглядной пропаганды для детей

Рекомендации по подготовке наглядных

материалов для детей

 

При создании наглядных материалов для детей необходимо учитывать особенности возрастных групп. В детском возрасте процесс приобретения новых знаний представляет собой активную и сложную психологическую деятельность, которая включает внимание, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь. На каждой стадии развития дети обладают различными способностями видеть и понимать текст.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) у детей преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Среди качеств, близких детской психологии, отмечают антропоморфизм - наделение животных, растений и явлений неживой природы человеческими свойствами и анимизм - восприятие неживых предметов как одушевленных и живых. «Злой огонь ревет и пышет, двух пожарных сбросил с крыши...» - эти слова воспринимаются ребенком не как метафора, образ, а как живая действительность.

В дошкольном возрасте для восприятия информации большую роль играют иллюстрации, отражающие игровые моменты, подвижность, динамичность действия. В иллюстрации должна быть яркость, полноцветность красок, однозначное разделение на хорошее и плохое, светлое и темное. Изображенные на иллюстрациях вещи и явления не должны терять конкретность и узнаваемость. Понимание у ребенка младшего возраста часто достигается путем узнавания того, о чем идет речь через иллюстрацию, ее наглядность.

Рекомендуется плакаты для детей сопровождать яркими иллюстрациями, рисунками, в том числе выполненными самими детьми (рисунки 23-26), фотографиями, коллажами. Фотографии лучше воспринимаются детьми в сопровождении рисованных персонажей. Все эти приемы помогают «серьёзный» материал сделать доступным и увлекательным для малышей. У цветного изображения шире эмоциональные и познавательные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается детьми.

Как правило, содержание плакатов имеет ситуационный характер. В сюжете четко прорисовывается последовательность действий в той или иной ситуации.

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребенок в пылающем доме прячется в любое укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Сюжетом плаката может стать проиллюстрированная последовательность действий ребенка при возникновении пожара.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) учитываются особенности становления и развития отношения ребенка к окружающему миру. Для ребенка более понятно и соизмеримо с его опытом жизни, с его представлением о том, что можно и что нельзя, следующее положение: есть плохие поступки людей, иногда даже нечаянно приводящие к пожару, когда все сгорает, хорошим, добрым людям становится негде жить; есть непослушные дети, они балуются спичками, нечаянно или нарочно поджигают что-нибудь, от чего происходит пожар. В плакате подбирается определенный сюжет, ситуация, которая строится на конфликте плохого и хорошего. Детям дается понятная нравственная оценка ситуации. Характеристика пожара – вторична. Главное – создать у детей отрицательное отношение к причине, порождающей пожар. Слова «плохой», «хороший», ситуации плохие и хорошие - эти слова для ребенка знакомы и значимы.

Плакаты для младших школьников должны содержать информацию по правилам поведения в случае возникновения пожара и приемам спасения, напоминать правила эксплуатации телевизора, электрической плитки, утюга, настольной лампы, электропроигрывателя, которые есть в каждой семье. Знание правил использования электробытовых и газовых приборов ребятам необходимо, так как многие дети зачастую бывают предоставлены сами себе в течение длительного времени и в отсутствие взрослых нередко пытаются включить электробытовые приборы. В тематическом плакате можно проиллюстрировать алгоритм действий и разместить небольшой по объему текст.

В плакатах для детей этой возрастной группы необходимо сочетать единство изобразительно-иллюстрированной (эмоционально-художественной) и текстовой (рационально-смысловой) составляющей. По мере взросления дети все меньше любят и ценят яркие, открытые цвета, которые «приукрашивают» натуру. Для них становится более важным реализм изображения. То же самое относится и к форме изображаемых предметов. Возрастает роль эстетических оценок. Ребенку особенно интересно видеть на иллюстрациях ребят своего возраста.

Текст в плакатах должен быть простым, без сложных рассуждений, лучше пользоваться повседневными словами и краткими предложениями, смысл которых можно сразу ухватить. При этом желательно избегать технического жаргона, профессионального сленга.

Высказывание на плакате будет интересным, сможет возбудить любопытство детей, если в текстовой части плаката будут присутствовать элементы фольклора. В пословицах, поговорках, скороговорках, в том числе затрагивается тема безопасности человека, его правильного (или неправильного) поведения в различных ситуациях. Причем, проиллюстрировав их содержание, можно получить интересные и познавательные плакаты («Бежал от дыма и упал в огонь», «Гроза бьет по высокому дереву», «Уголек из печки – скок – и поджег половичек»).

Изобразительным средствам в детском плакате принадлежит ведущая роль. Они, прежде всего, служат для создания художественного образа, воплощают основную идею и воздействуют на ребенка. Образ, должен быть выразительным и вызывать у ребенка желание соблюдать правила пожарной безопасности.

При создании изображений следует выбирать и четко придерживаться выбранной статической ориентации: символического изображения или реалистической манеры с прописыванием деталей. С точки зрения техники исполнения, иллюстрации должны быть безукоризненны.

Для раскрытия темы детского плаката, используют знакомые, привычные символы, которые легко воспринимаются и читаются детьми. К таким символам относятся: красный петух, олицетворяющий огонь и пожар, ломаная стрела, символизирующая электрическое напряжение и т.п.

Подробнее остановимся еще на одном символе, связанным с темой детства – это символ «мягкой детской игрушки» или «куклы». Данный плакатный символ имеет популярность во всем мире на протяжении всей истории плаката. Символ «кукла» - универсальный, он однозначно указывает на означаемый им объект (ребенок), но трактоваться он может с различными оттенками в зависимости от социальной проблемы, отраженной в плакате. Такой символ дает большие возможности для творчества дизайнера и возможность избегать шоковых приемов. Символический предмет – «кукла» заменяет в плакате настоящего малыша, когда речь идет о серьезных проблемах, связанных со здоровьем и жизнью ребенка. Для того чтобы показать страдания ребенка часто используется символ «плюшевого мишки». Образ невосполнимой потери для ребенка можно выразить с помощью изображения несчастной, обездоленной мягкой игрушки. Такой образ отсылает зрителя к знакомым детским стихам Агнии Барто «Уронили мишку на пол».

Метафора и символы, заключенные в художественном образе плаката возбуждают у маленьких зрителей цепь образных ассоциаций, интенсивную работу воображения и эмоционально-чувственный отклик. Поэтому при создании детского плаката обязательно соблюдение принципа однозначности. Все «шумы» и посторонние смыслы должны быть исключены. Содержание плаката должно пониматься ребенком адекватно смыслу, заложенному в него автором, чтобы в сознании ребенка формировался правильно отраженный образ или явление. Как ребенок представляет, так он и воспринимает опасность пожара и его последствия.

Средний школьный возраст (11-15 лет). К особенностям восприятия детей этого возраста можно отнести следующие. Личность и интересы современного подростка формируются под воздействием самых разнообразных факторов. В этом возрасте восприятие мира особенно остро и разносторонне. Интересы подростка многообразны, он часто стремится испробовать все доступные для него формы деятельности, соответствующие его темпераменту и кругозору. Характерной особенностью подросткового возраста является повышенная эмоциональность мироощущения.

Проводимые исследования свидетельствуют об интеллектуальной зрелости и о сформированности социальной позиции подростков относительно многих процессов и явлений окружающего мира, в том числе отраженных в средствах наглядной рекламы и пропаганды.

Результаты экспериментальных исследований восприятия рекламных объявлений (коммерческих и социальных) подростками свидетельствуют о следующем.

Около двух третьих (точнее, 73%) испытуемых подростков по тем или иным причинам обращают внимание на рекламу, причем 37% делают это часто, остальные 36% иногда. Следовательно, реклама является неотъемлемой частью жизни для большинства подростков, и даже тем, кто старается не обращать на нее внимание, приходится время от времени иметь с ней дело.

Подростки встречают рекламные материалы в следующих средствах массовой информации:

90% - на телевидении;

72% - на уличных рекламных плакатах;

60% - на рекламных щитах в метро, других видах транспорта;

50% - в газетах и журналах.

20%, - на радио и в результате прямой почтовой рассылки.

37% обращают внимание на рекламу по следующим причинам: «потому, что можно узнать что – то новое». 27% стараются не обращать на нее внимание, так как «не очень ее любят», «потому, что это глупо», потому, что считают, что она им не нужна. Остальные утверждают, что иногда обращают на нее внимание, «чтобы просто почитать», «когда она интересная и нравится».

Информацию, содержащуюся в рекламе, подростки в основном воспринимают избирательно: только 43% опрошенных считают, что рекламе можно полностью или частично доверять; остальные 57% категорично заявляют, что не верят рекламе, «потому что люди хотят разрекламировать свой плохой товар», «просто хотят заработать себе побольше денег». В последнем случае они приводят в пример собственный опыт: «потому, что часто говорят одно, а на самом деле другое».

Подростки отдают предпочтение плакатам, с изображенными на них лицом человека и сюжетной картинкой. Наиболее эффективными для подростков являются плакаты с изображением людей – рекламных героев. Следует делать их участниками какого - либо сюжета, но иногда достаточно просто показать их лица крупным планом. Менее эффективным будет являться изображение на первом плане рекламируемого товара без участия в нем людей, и совсем не рекомендуется использование вербальной рекламы для подростков.

В подростковом возрасте дети склонны обращать больше внимания на форму, величину и месторасположение объектов, изображенных на рекламных плакатах, чем на их цвет. Следовательно, для привлечения внимания этой возрастной аудитории к рекламному объявлению акцент следует делать, прежде всего, на этих аспектах (например, создавая плакаты нестандартных форм и размеров). Желательно, чтобы рекламный плакат не искажал изображаемые на нем предметы, и чтобы в нем были соблюдены необходимые пропорции и соотношения.

Рекламные плакаты для подростков должны содержать не только фотографии и рисунки, но и рекламный текст. Удачное расположение основного рекламного текста, выделение его при помощи различных цветов и оттенков, а также само его содержание (представляющее собой простую, но интересную для подростка информацию) может существенно повысить эффективность рекламного плаката.

Как правило, при создании плакатов для дошкольников и младших школьников проектировщики используют эмоциональные способы воздействия, в плакатах для подросткового и юношеского возраста используется комбинация двух типов воздействия, как рационального, так и эмоционального.

При организации работы по созданию плакатов по пожарной безопасности для детей можно предложить следующие советы.

1.Детский плакат, в первую очередь, предупреждает.

2. Наглядные материалы не должны шокировать или отталкивать, чтобы не возникало внутреннего желания отвернуться от проблемы. В сознании ребенка проблема должна представляться как решаемая.

3. Важно тщательно подбирать приемы, символы, олицетворяющие огонь, пламя, изображение не должно привести к обратному эффекту: желанию ребенка попробовать разжечь костер, поиграть спичками; изложение правил пожарной безопасности и первоочередных действий при возникновении пожара не должно вызвать желание у ребенка проверить на практике истинность предостережений и т.п.

4. Желательно, чтобы плакаты иллюстрировали конкретные требования пожарной безопасности, изложенные в нормах и правилах.

5. Интерес представляют проводящиеся под патронажем МЧС России конкурсы детского рисунка (можно предложить разработать социальный плакат), в которых дети проявляют не только свои творческие способности, но и получают полезные знания. Проведение различных конкурсов рисунков, социальной рекламы имеет множество положительных моментов. Вовлекается большое количество участников, причем не только в потребление готового пропагандистского продукта, но и в его создание, что способствует проработке проблемы с разных сторон. В умах людей рождается много интересных находок и оригинальных решений. Детские рисунки непосредственны, талантливы и, благодаря своим позитивным ассоциациям, используются для создания положительного имиджа. Рисунки победители можно использовать в качестве иллюстраций к социальным плакатам. Плакаты, в которых использованы детские рисунки с интересом воспринимаются аудиторией. В последнее время в оформлении плакатов и листовок активно используется такой прием как стилизация детского рисунка, выполненная профессиональным дизайнером.

6. В воспитательных целях целесообразно проводить социальные проекты на тему пожарной безопасности среди детей и подростков группы риска. Например, в конкурсе «Пожарная безопасность» (продумать оригинальное название) предложить принять участие воспитанникам социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при управлениях внутренних дел.

7. В настоящее время получают распространение обучающие звуковые плакаты. Имеет смысл разрабатывать электронные, говорящие плакаты по пожарной безопасности. Это поможет детям легче осваивать навыки безопасного поведения и вызовет интерес к содержанию плаката.

8. При создании наглядных материалов надо стремиться к разнообразию как тематическому, так и в художественном оформлении, чтобы плакаты не были похожи один на другой.

9. Необходимо учитывать этнокультурные особенности при изготовлении плакатов.

10. Желательно, чтобы проекты социальных плакатов для детей проходили предварительное тестирование и получали экспертные заключения специалистов в области пожарной безопасности, психологии, медицины, педагогики. Эти процедуры необходимы для того, что бы избежать незапланированного, отрицательного эффекта от воздействия социального плаката, тем более тематического плаката по безопасности.

 

Категория: Методические разработки | (26.06.2015)
Просмотров: 297
Фото мероприятий
Материалы по безопасности [5]
Структура курсов учебного центра [2]
Основные документы курсов учебного центра [12]
Программы обучения [18]
Материально-техническое обеспечение [1]
Методические разработки [17]
Поиск
Статистика